Выделено из статьи про подготовку рысаков на 25 тренотделении Лыткина П.А. на ЦМИ

Размышление наездника (П.А.Лыткина)
  С ежегодным ростом конского поголовья в конных заводах, совхозах, колхозном секторе, ГПР (Госплемрассадниках) увеличивается потребность в испытании данной продукции на ипподромах. Появляется необходимость и в специалистах для работы с лошадью — наездниках. Но работников этой узкой специальности готовит только школа наездников при Хреновском конзаводе. Школа двухгодичная. Нередки случаи, когда в школу принимают лиц с низким уровнем знаний, поэтому, пробыв в школе два года, они получают тоже немного.
  Ученики школы проходят производственную практику на Московском и других ипподромах, но они не в состоянии глубоко ознакомиться с системой, я уже не говорю — системами тренинга в силу их недостаточной подготовки и их малой практики, дай мастера с ними мало занимаются, а возлагают эту ответственную обязанность на своих помощников.
  Поэтому я и хочу коротко описать проводимый тренинг лошадей на Московском ипподроме из наблюдений двух десятков лет за мастерами и своего практического опыта.
  Всю работу рысистых лошадей, проводимую на Московском ипподроме можно разделить или отнести к трем видам — трем системам.

Первая система
  Отсутствие шаговых работ, короткие тротовые работы 3-5 кругов. Как правило, маховые и резвые работы ведутся без предварительной подготовки к ним и то в 1 -2 гита. На следующий день после маховых и резвых лошади стоят.
  При этой системе тренинга лошадь бывает на воздухе и в работе от 25 до 45 минут, остальное время находится в конюшне.
  Сама работа направлена исключительно на выработку резвости и, главным образом, приема. В некоторых случаях дает эффект, особенно первое время по прибытии и, если лошади до этого были в других руках - другой системе тренинга. Потом, за редким исключением, лошади начинают не доходить дистанции 1600 м, плохо бегут, а на длинную дистанцию, если и бегут, то единичные экземпляры из ставки. Причины к этому другие - интересные достоинства и, как говорят, лошадь «подходит призами».
  В результате - большой отход, за счет хромот и конечностей, и мускулатуры, а отсюда недовыявление качества лошади. Зато выигрыш и показание резвости, я бы сказал, преждевременной, т.е. берут от лошади то, к чему она не готова. Но это надо уметь. И в этом единственное достоинство этой системы, но оно не по времени.
  До четырехлетнего возраста остается небольшой процент лошадей. ( Сорокин)

Вторая система
  Ведется шаговая работа, тротовая короткая с шагом и без шага 4-6 кругов. Частые маховые и резвые работы, но с предварительной подготовкой к ним (трот-размашка) и в 2-3 гита. На следующий день проводка или шаг, а для некоторых проводка и вечером того же дня. Работа проводится ровно, как в начале дистанции, так и в конце, направлена на ускорение выработки и силы, и резвости - больше на резвость.
  Лошади хорошо проявляют резвость, неплохо держат и дистанцию. Небольшой процент встающих. Хорошо едут и в тяжелых условиях, и в легких, но лучше в легких.
  Малый процент задерживается до старшего возраста, отход есть больше за счет конечностей.
  Работа направлена в равной степени и на выигрыш, и на выявление (Родзевич)

Третья система
  Много шаговых работ. Много тротовых с шагом в середине (по кругам: 3-1-3-1-2; 3-1-3-1; 3-1-2-1-2. Как правило, ведется подготовительная работа к маховым и резвым, т.е. сначала трот, размашка, мах и затем резвая. Маховые и резвые в 2-3 и 4 гита со спросом резвости редко в начале, но обязательно в конце дистанции. Лошадь на воздухе и в работе занята от 1 до 3 часов, иногда и более. Вечером, после маховых и резвых, иногда шаг, проводится на следующий день - шаг в экипаже - трот, проводка обязательно. Лошади преимущественно едут концом, хорошо держат дистанцию, лучше едут в тяжелых условиях. Отход есть - больше за счет болезненности мускулатуры.
  Большой процент задерживается до старшего возраста. С возрастом увеличивается и резвость. (Семичов, Зотов, Грошев, Лыткин, Тарасов и все пом.наездников)

  Приведенные выше системы взяты за основу, около которой ведется работа. На самом же деле, в каждом тренотделении есть все три вида (системы), но пользуются ими по-разному. Некоторые наездники работают по первой системе, но лучшие экземпляры своего конского состава работают по третьей системе и наоборот - пользующиеся третьей системой, отдельных лошадей работают по второй и первой системам.
  В последнем случае есть индивидуальный подход, что нельзя сказать про первый. Хорошая (классная) лошадь обязательно несет работу третьего вида (системы), значит все наездники признают третью систему лучшей. Иначе они не стали бы лучших лошадей нагружать такой работой. Отсюда - причина пользования первой системой, отчасти и второй - другая, т.е. не та, что они находят ее (их) лучшей, а та, что она занимает мало времени и можно отработать (отгонять) больше лошадей

Источник: Беговые Ведомости 1 (55) 2007 г.