Из книги Г. А. Рождественской "Орловский рысак", издательство "Аквариум", 2003 г.

     Линейная структура породы резко изменилась за последние 30 лет [книга была выпущена в 2003 г. - прим. админа], особенно в 1990-е годы. Вызвано это изменение двумя основными причинами: сокращением поголовья маток в конных заводах и постоянно возрастающей конкуренцией со стандартбредными рысаками и их помесями при совместных испытаниях на ипподромах страны.
    На изменение линейного состава - увеличение числа представителей одних линий, уменьшение других - повлияло и изменение роли орловского рысака в народном хозяйстве страны.
    В 1960-е годы, когда основной целью разведения орловского рысака всё ещё было производство улучшателей рабочей лошади, в стране было 22 конных завода, в которых насчитывалось 80 жеребцов и 1304 заводских маток. Жеребцы относились к 9 генеалогическим линиям: Барчука, Ветерка, Ловчего, Воина, Отбоя, Пилота, Громадного, Бубенчика и Корешка. Наиболее представлены были линии Барчука, Ветерка и Воина - по 14 голов или по 17,5%, далее следовала линия Ловчего - 12 голов (15%), старые линии Бубенчика, Громадного и, формирующаяся линия Отбоя, выделившаяся из линии Ловчего, насчитывали по 7 голов жеребцов (по 8,8%). Молодая, также формирующаяся линия Пилота была представлена четырьмя жеребцами, уходящая линия Корешка - двумя.
    Линейная структура маточного состава всегда отражает линейную структуру производителей прошлого поколения. Кроме того, маток оценивают по качеству потомства медленнее, чем жеребцов, поэтому генеалогическая структура маточного поголовья всегда более разнообразна, и это - благо для породы.
    В маточном составе 1960-х годов было представлено 15 линий (по 10 и более маток), ещё 5 было представлено 1-7 головами. В маточном составе в достаточном количестве сохранились такие, давно исчезнувшие из состава производителей старые линии Эльборуса, Леска, Эх-Ма, Хваленого, Удалого Кролика, Вармика, Удалого - Леля. Однако наиболее распространены были, как и в составе производителей, линии Барчука - 258 голов или 19,8%, Воина - 216 голов или 16,6%, Ловчего - 184 головы (14,1%), Ветерка - 176 голов (13,5%), Отбоя - (9,2%). Остальные линии, как старые, так и молодые (Пилота), были менее представлены - от 70 до 10 голов.
    Через 10 лет, к концу 1970-х годов число заводов и число производителей, особенно маток, уменьшилось. В 18 заводах было 75 производителей и 1075 кобыл. Жеребцы относились к 10 линиям, но две из них были представлены двумя (линия Корешка) и одним (Бубенчика) животным. За прошедший период (с 1960-х по конец 1970-х) коренным образом изменился состав линий. Старые линии — Барчука, Ветерка, Ловчего и Воина уступили место молодым, созданным в 1950—1960-с годы. Наиболее многочисленной стала линия Отбоя. Представители этой линии выделялись своей резвостью (рекордист Пион 2.00,1), скороспелостью, призовыми успехами, нарядностью, уступая представителям старых линий в крупности. На 01.01.1977 г. линия Отбоя была представлена 18 жеребцами (24%). На втором месте производители также молодых линий Пилота и Успеха (выделилась из старой линии Громадного) по 10 жеребцов (13,4%). Линия Барчука была представлена 9 жеребцами (12%), Ветерка и Улова, в которую трансформировалась старая линия Ловчего, по 7 жеребцов (9,3%). Молодая линия Ветра, выделившаяся из линии Бубенчика в 1950— 1960-е годы, была представлена 6-ю жеребцами (8,1%), линия Воина — 5-ю (6,7%). Старая линия Бубенчика (без Ветра) — одной головой, Корешка — двумя.
    Линейная структура маточного состава на 01.01.1977 г. выглядела иначе. На первом месте была по-прежнему линия Барчука — 260 голов (23,3%). Однако матки линии Отбоя были уже на втором месте — 159 голов (14,3%). На третьем месте — 146 голов (13,1%), были матки линии Ветерка, далее линия Улова — 109 голов (9,8%), Воина — 95 голов (8,5%), Пилота — 94 головы (8,4%). Матки молодых линий Успеха (82 головы — 7,4%) и Ветра (55 голов — 4,9%) в породе были мало представлены, как представительницы старых линий Бубенчика и Громадного— Удачного и Леска. Сохранились отдельные кобылы из старых линий Зенита, Удалого Кролика и Холста.
    Следующее десятилетие более радикально изменило структуру породы. В СССР только 16 конных заводов разводили орловского рысака — 12 в России, три на Украине, один в Казахстане. Общее поголовье маток в них было 1026 голов, жеребцов - 71 голова. Жеребцы-производители принадлежали к 7-ми полноценно представленным линиям, еще две — Корешка и Воина, были представлены двумя жеребцами. Матки принадлежали к 10-ти линиям, одиннадцать кобыл осталось от старых линий.
    Линия Отбоя, как наиболее отвечающая требованиям времени и моде среди коннозаводчиков, составляла 33,8% (24 головы) среди производителей 29,3% (300 голов) в маточном составе. На втором месте среди жеребцов была линия Пилота — 14,4 % (10 голов), в маточном составе все еще сохраняла свои позиции линия Барчука — 13,3 % (136 голов), а линия Пилота занимала третье место — 129 голов (12,5 %). На третьем месте в составе жеребцов-производителей была линия Ветерка - Пролива (8 голов и 11,2%), которая в маточном составе занимала четвертое место - 109 голов (10,6%). Линия Успеха в маточном составе занимала пятое место с 97 головами (9,5%), за ней следовала линия Ветра — 88 голов (8,6%). Среди жеребцов эти линии, а также линия Улова насчитывали по 6 голов (8,4 %) и замыкали список полноценных линий. «Уходящая» линия Воина (два жеребца-производителя) в маточном составе представлена была 57 кобылами.
    В 1980-е годы происходила активная работа по дифференциации линий. Из ветвей доминирующей линии Отбоя выделились две новые линии — Пиона и Исполнительного, линия Улова полностью трансформировалась в линию Болтика, Ветерка — в Пролива.
    Выше уже говорилось о давлении ипподромов и конкуренции на них с более резвыми стандартбредными рысаками и их помесями.
    Под давлением этой конкуренции изменялась и структура породы, особенно в кризисные 1990-е годы, когда с распадом СССР в России осталось только 12 заводов, разводящих орловского рысака, линейная структура породы стала далекой от нормальной структуры, обеспечивающей гетерозиготность в породе, приводящей к постоянным вынужденным инбридингам.
    Как следствие давления ипподромов три самые скороспелые по резвости линии Пиона, Болтика и Пилота стали самыми распространенными в породе к началу XXI века. Длительное преобладание производителей этих линий в породе привело к тому, что в маточном составе представители линии Отбоя, Пилота и Болтика также составляют более половины всего поголовья, особенно в конных заводах. Таким образом, генофонд породы очень сузился, и это очень опасно для ее судьбы.