Созданная в 60-х годах нашего столетия линия Пилота по прямым мужским предкам восходит к Лихачу 5.02,2, 7.41,6, который в свое время оказался первоклассным рысаком.
На данный момент линия Пилота является второй по численности в породе после линии Пиона.
Гиацинт [отец Пилота] являлся продуктом кросса Вармик х Удалой с материнской стороны и межпородным скрещиванием орловского рысака с чистокровной породой со стороны отца.
Заводская карьера Гиацинта сложилась неудачно, стоял он в Череповецком конном заводе на ограниченном использовании. Среди небольшого количества подведенных под Гиацинта кобыл (4 головы) оказалась Пеночка 2.21,3, давшая Пилота. Пеночка сыграла выдающуюся роль в орловской рысистой породе, кроме Пилота она дала Плотину, мать производителей Пролива 2.112 и Перепела 2.11,6.
Пилот 2.02,2 не был случайной лошадью, его родословная представляла сложный кросс выдающихся линий и была насыщена ценными в племенном отношении предками.
Пилот имел 1/16 крови чистокровной верховой породы, был некрупным (промеры 158- 159-180-19,5), сухим жеребцом, компактного, крепкого сложения, с хорошо развитой мускулатурой, имел небольшую легкую, породную голову, несколько коротковатую шею, хорошо развитое плечо, торцовые бабки. Он не отличался яркой породностью и блесткостью форм, скорее был дельный с хорошо выраженным типом породы.
Пилот - первый орловский рысак вошедший в класс 2.05 и резвее.
В возрасте шести лет, на Одесском ипподроме под управлением Э.Н. Родзевича, пройдя 1600 метров за 2.02,2, Пилот устанавливает абсолютный всесоюзный и европейский рекорд для лошадей рысистых пород. Позже, там же на Одесском ипподроме, рекорд Пшюта был повторен, но не побит Уловом и лишь спустя 36 лет, его внук Пион установил новый рекорд для орловской рысистой породы - 2.00,1р. За свою жизнь Пилот выступал 51 раз, выиграл 28 первых и 7 вторых мест.
С Пилотом работали Татарский и Дубровский конные заводы. Однако его заводское использование нельзя назвать удачным. Военные годы, карантин в Татарском конном заводе, низкий уровень культуры коннозаводства в этом хозяйстве в прошлом - вот обстановка в которой происходила апробация этого ценного жеребца. Главный зоотехник Татарского конного завода В. Хлюпин отмечал : «Назначение Пилота именно в Татарский конный завод, имело своей целью вести работу с линией Лихача, учитывая, что в маточном составе завода имелись кобылы линии Машистого, дочери Барса 2.16,7, являющегося внуком Лихача по матери, была большая группа кобыл линии Кряжа Быстрого, несущих по материнской стороне кровь Машистого в сочетании с Ветерком и В ильным Бурлаком». Считалось, что наличие кобыл такого происхождения обеспечит успех работы с линией Лихача. В Татарском конном заводе Пилот использовался 13 лет, за это время от него было получено 170 жеребят.
В Дубровском конном заводе Пилот использовался всего три сезона (1949-1951 годы), за это время он оставил всего 57 голов приплода. Пал Пилот 23 июля 1955 года от поражения меланосаркомой.
В двух заводах Пилот дал 19 рысаков класса 2.15 и резвее, из них три рысака класса 2.10 и резвее.
Пилот оказался препотентным производителем, особенно стойко он передавал свой тип. Приплод Пилота в массе оказался простоватым, но дельным, обладал исключительной сухостью, крепкими ногами, отличным здоровьем и высокой работоспособностью. Из недостатков экстерьера специалисты иногда отмечали незначительный размет передних конечностей, прямые скакательные суставы и некрупный рост.
У Пилота было много резвых дочерей. Резвые кобылы получены в сочетаниях с Воином, Воином - Эльборусом, Воином - Ветерком, часто с инбридингом на Корешка, Племянника. Беркута. Дочери Пилота в основном мелкие, сухие, породные кобылы. Большинство дочерей Пилота оказались исключительно ценными матками. В первую очередь необходимо отметить Кинетику (от Кечкени, дочери Барса), инбридированную на Лихача V-IV. От нее в Татарском конном заводе получено три лошади класса 2.10 и резвее, в том числе всесоюзные рекордисты по общей дорожке в призе на 2400 метров: Док 2.08,0; 3.15 (от Джаркуля) и И-Я-Кстати 2.09.2: 3.19,1 (от Ила). Два сына Кинетики: Кокетливый 2.07,8 и Док 2.08 были отобраны в производящий состав. Другая дочь Пилота Приданница 2.12,3 (от Румбы, дочери Бубенчика) давала исключительно породный и высокоработоспособный приплод и оказала на орловскую породу огромное влияние через своего сына, выдающегося жеребца- производителя Пиона 2.00.1, основателя собственной линии.
Среди дочерей Пилота, продуцировавших в Дубровском конном заводе, следует отметить Поэму 2.29,0 (от Эмоции, дочери Моха), давшую жеребца-производителя Повита 2.09,4 (от Ветра) и заводскую матку Повилику 2.20.7 9 (от Вербовы, дочери Бубенчика), от которой получен жеребец-производитель Полюс 2.08,0, победитель приза Барса на ЦМИ, оцененный за тип и экстерьер 4,55 балла.
В производящий состав было зачислено шесть сыновей Пилота. Из них Заплыв 2.20,4 (от Зяный, дочери Вильного Бурлаки) не оставил существенного следа в породе, от него не получили ни ценных кобыл, ни продолжателей линии.
Три дочери другого сына Пилота Пепла 2.13,2 (от Эпохи, дочери Палладина) в Пермском и Запорожском конных заводах дали по одному рысаку класса 2.10 и резвее.
Линия Пилота на данный момент представлена ветвями Подвига и Пустяка.
На фото Пилот
Схема линии Пилота
Источники: из книги Г. А. Рождественской "Орловский рысак", издательство "Аквариум", 2003 г. и из книги "Линии орловской рысистой породы в ХХ веке", ВНИИК, 2001 г.
P.S. Далее линия будет расписана по ветвям и поколениям!