Орловский рысак

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Орловский рысак » Конные заводы » Новотомниковский конный завод


Новотомниковский конный завод

Сообщений 1 страница 20 из 21

1

История Новотомниковского конезавода тесно связана с именем графа Иллариона Ивановича Воронцова-Дашкова, который вступил во владение Новотомниковской отцовской вотчиной в Шацком уезде Тамбовской губернии в марте 1856 года. Обладатель огромных поместий не только в Тамбовской, но и в Калужской, Ярославской, Саратовской, Нижегородской и Екатеринославской губерниях Воронцов-Дашков со временем создал в Новотомниково обширную усадьбу.
Из послужного списка Иллариона Ивановича следует, что его служба началась 8 апреля 1856 года в качестве вольноопределяющегося в лейб-гвардии конном полку. Впоследствии Воронцов-Дашков принимает активное участие в военных операциях 1858-1859 гг. на Кавказе под командованием князя Барятинского и в Туркестанской кампании 1866 года
http://s9.uploads.ru/t/K2yg0.jpg
http://se.uploads.ru/t/SkKVQ.jpg
Во время русско-турецкой войны 1877-78 гг. Воронцов-Дашков командовал кавалерией Рущукского отряда, во главе которого стоял наследник престола, будущий император Александр III. С Алексанрдом III Иллариона Ивановича связывали годы Кавказской войны, где он одно время был адъютантом цесаревича. Именно тогда между ними установились дружеские отношения, продлившиеся впоследствии на всю жизнь. Расположением цесаревича обусловлена вся последующая карьера молодого генерала.
После восшествия Александра III на престол 1 июня 1881 г., Илларион Иванович был назначен начальником охраны его величества и главноуправляющим государственным коннозаводством, так как был «известный конезаводчик и любитель лошадей, при котором впоследствии отечественное коневодство получило широкую поддержку и развитие» (В.В. Воейков).

Под его управление переходит самый прославленный конезавод России – Хреновской завод графа А. Орлова, расположенный в Воронежской губернии. Завод был выкуплен императором у наследников графа, не занимавшихся коневодством. На его содержание выделялись большие государственные средства. На свои же личные средства И.И. Воронцов-Дашков содержал при этом заводе школу жокеев. Здесь же граф приобретал лучших лошадей-производителей для Новотомниковского конного завода, который он начал строить еще в 1859 году.
Причиной выбора места для завода стали природные и климатические условия Тамбовского края благоприятствующие разведению лошадей. А также большая популярность коннозаводческого дела в губернии. Для строительства конюшен и манежей кирпич производился на собственных заводах из сырья, добытого в ближних оврагах. На подвозе сырья работало все немногочисленное село Новотомниково, в окрестностях которого до нашего времени сохранились карьеры разработок.
Одновременно с заводом строилась и усадьба – въездные арки, обозначавшие северные границы усадьбы, одноэтажный барский дом, первые хозяйственные сооружения и жилища дворовых.

За несколько лет Иллариону Ивановичу удалось собрать на своем конезаводе лучших в России лошадей, посмотреть на которых в Новотомниково приезжали не только высокопоставленные чины России, но и члены царской фамилии. Каждый такой приезд отмечался посадкой нового дерева в большом, старинном парке Новотомниково.
В «Заводской книге русских рысаков» (1892) новотомниковский конезавод упоминается как поставщик чистокровных жеребцов орловской породы. Родоначальником новотомниковской заводской «династии» стал жеребец Задорный, который после блестящей беговой карьеры поступил на Новотомниковский конезавод и дал ценное потомство. Граф применял вводное скрещивание с использованием двух жеребцов английской чистокровной породы. На аукционах лошади новотомниковского завода продавались по 700-800 рублей при средней цене 150-300 рублей.

В музее коневодства Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева находится картина Николая Самокиша «Табун лошадей Новотомниковского конного завода» (1889), за которую художник получил звание академика.

Как руководитель государственного конезавода И.И. Воронцов-Дашков считал лошадь основной тягловой и транспортной силой в России. Он считал, что именно орловские рысаки помогут вывести сельское хозяйство России из кризиса. Однако «единственным критерием качества лошадей я считаю призовой столб», – неизменно повторял граф. И графские рысаки по-своему подтверждали это: они не раз побеждали на скачках и получали медали и призы на Всероссийских выставках в Москве (1869) и Петербурге (1872, 1882, 1883). Лошади Воронцова-Дашкова неоднократно выигрывали большой Императорский приз, а в 1910 году на Всероссийской сельскохозяйственной выставке группа маток с Новотомниковского завода получила золотую медаль.

0

2

Анастасия, читаем правила! Не постите много сообщений подряд!

0

3

Спасибо большое. Интересно читать.

0

4

Ольга-Некро написал(а):

Анастасия, читаем правила! Не постите много сообщений подряд!

Не могу , пишу с мобильного

0

5

Томниковские лошади поступали на императорские конюшни, покупались видными государственными деятелями — А.А. Половцовым, П.П. Дурново, Л.Д. Вяземским, П.А. Столыпиным.

Особенно быстро завод стал развиваться после строительства в 1890 году коннозаводского комплекса, отвечающего самым современным тогда требованиям селекционной работы с лошадьми.

Конный завод представлял собой два комплекса самостоятельных зданий, каждый комплекс состоял из двух корпусов конюшен, соединенных переходами с манежем. Манеж для выездки — огромный зал круглой формы, хорошо освещенный большим числом высоких окон. Кровля манежа, установленная на системе крупных стропил, была исполнена с великолепным изяществом и простотой. В ее центре располагался светильник.

Кроме заводских в усадьбе находились конюшни для рабочих лошадей, ипподром и целый комплекс зданий, сопутствующих заводу, таких как ветлечебница, кузница, дом для 12 конюхов, прозванный в народе домом двенадцати разбойников

В имении особое внимание уделялось кормовой базе. Многие заливные луга имели повышенную влажность и заболоченность. По указанию графа на них проводились мелиоративные работы, планировалось введение новых высококалорийных трав.

Эксперименты И.И. Воронцова-Дашкова по скрещиванию орловских рысаков с другими породами со временем оказались неудачными и сказались на беговых качествах новотомниковских лошадей. В частности, звезда завода несколько померкла из-за метизации орловской породы американскими рысаками. Значительно уступая орловцам в экстерьере, на длинных дистанциях и по могим другим параметрам американские рысаки превосходили их в резвости и забирали призы на соревнованиях. Лучшие матки завода были пущены в метизацию.

Метизация орловских рысаков с другими породами, как показало время, оказалась неудачной. Стала падать рентабельность производства. В 1904 году на заводе находилось 23 жеребца и 85 маток, а ежегодный приплод составлял 50 голов. Ежегодно с завода продавалось до 12 голов лошадей в возрасте 2-4 лет в среднем по 4000 рублей.
Значительные потери претерпел завод в годы первой мировой войны. Вследствие мобилизации лошадей и поставки жеребцов-производителей в конюшни государственного конезаводства число лошадей на заводе резко уменьшилось и стало недостаточным для удовлетворения нужд имения и государства. Для поддержки завода требовались льготы — освобождение от поставок войскам. Но даже в сложные годы завод не изменял ранее принятые правила, периодически открывая случные пункты, предназначенные для улучшения пород крестьянского подворья. В последние годы И.И. Воронцов-Дашков разводил не только орловских рысаков, но и другие породы, в частности — тяжеловозов.

Неумолимое время заставляло стареющего графа думать о перспективах наследования солидной недвижимости и о судьбе родового гнезда. В 1913 году указом Сената генерал-адъютанту Воронцову-Дашкову было «разрешено учредить в его роде родовое недвижимое имение в Шацком уезде под названием Новотомниковское, которое после смерти графа поступало в пожизненное владение его супруги». В решениях по созданию заповедного имения проявлялось очевидное нежелание дробить землевладение и уверенность, что оно будет благополучным только если останется крупным. Без сомнения принимались во внимание и соответствующие льготы государства в отношении заповедных имений.

15 января 1916 года граф Илларион Иванович Воронцов-Дашков скончался в Алупке. Его тело было перевезено в Новотомниково и похоронено рядом с церковью. Вместе с Воронцовым-Дашковым окончилась и эпоха благоденствия Новотомниковского имения.

Наследники, утратив интерес к разведению лошадей, начали распродавать поголовье Новотомниковского завода. События революции и гражданской войны еще более ускорили развал и разрушение имения и конезавода.

В 1917 году графиня вынуждена была просить Тамбовское отделение Дворянского банка о льготах по платежам за ранее полученные ссуды. Основанием служили отказы крестьян платить за аренду земель, грабежи экономий и самовольное прекращение работ. Тревожная безнадежность охватывала почти всех владельцев тамбовских поместий.

К началу 1918 года разграбление имений приняло угрожающие масштабы и моршанские власти сообщали губернскому центру, что «нет реальной силы к подавлению идущих почти во всем уезде погромов». Не избежал этой печальной участи и Новотомниковский конный завод. Имение Воронцовых-Дашковых было поставлено на учет Шацким уездным земельным комитетом в сентябре 1917 года. Конный завод предполагалось использовать для воспроизводства лошадей, но задача оказалась нереальной: большинство племенных животных было разворовано, некая часть использовалась на работах, племенная работа полностью прекратилась. К этому времени на заводе осталось только три породистых орловских лошади.
После национализации усадьба Воронцовых-Дашковых находилась в пользовании Госконезавода. Возрождение завода началось только в 20-е годы. К этому времени племенной фонд завода составлял не более 400 голов чистопородных лошадей. Новотомниковский конезавод с 1932 года стал самостоятельным предприятием под № 77. Пришлось собирать по всей стране сохранившихся орловских рысаков. Долгое время на заводе преобладал низкокачественный молодняк. Слабая кормовая база, недостаток опыта — все это не позволяло в те году Новотомниковскому конезаводу получить хороший приплод и резвых скакунов.

Однако стараниями высококлассных специалистов стал отбираться и накапливаться племенной материал, проводилась селекционная работа. В 1934 году от Бурелома и Опоры родился один из самых знаменитых жеребцов Новотомниковского конезавода — Отбой.

Благодаря комплексу зоотехнических мероприятий и плановости ведения селекции в целом по России, уже к концу 1930-х годов орловская рысистая порода значительно улучшилась по всем селекционируемым признакам. Увеличился рост орловских рысаков, систематический отбор по резвости привел к значительному улучшению этого признака. Все дореволюционные рекорды орловских рысаков были побиты. Орловская рысистая школа вышла на новый качественный уровень.

В годы Великой Отечественной войны лошади Новотомниковского конезавода были наравне с людьми мобилизованы на фронт. Тяжелый, изматывающий труд в артиллерийской упряжке, длинные переходы под кавалерийским седлом, бешеный напор сабельных атак, — все это пришлось вынести питомцам конезавода. Лучшие качества рысаков, за которые ценил их граф И.И. Воронцов-Дашков, вновь подтвердились на фронте.

В послевоенное время Новотомниковский конезавод разрабатывал линию Отбоя. От знаменитого жеребца за 26 лет его жизни произошло более 300 лошадей, многие из которых стали украшением орловской породы.

Очередной переломный момент в истории орловской рысистой породы и в коневодстве страны в целом наступает в 1950-60-е годы в эпоху обширной механизации в сельском хозяйстве. Резко сокращается потребность в живой тягловой силе. Снижается процесс конепроизводства, происходит резкий сброс поголовья чистопородных орловских рысаков.

Уже к 1965 году племенное ядро орловской рысистой сократилось до 1000 голов. Вместе с тем, не прекращающаяся селекционная работа позволила в 1970-80-е годы говорить о наивысшей точке развития орловского рысака по всем селекционируемым признакам. Впервые орловский рысак перешагнул двухминутный рубеж на дистанции 1600 метров.

В 1976 году в США из представленной тройки орловских рысаков две лошади принадлежали Новотомниковскому конезаводу.

0

6

Анастасия С написал(а):

К началу 1918 года разграбление имений приняло угрожающие масштабы и моршанские власти сообщали губернскому центру, что «нет реальной силы к подавлению идущих почти во всем уезде погромов». Не избежал этой печальной участи и Новотомниковский конный завод. Имение Воронцовых-Дашковых было поставлено на учет Шацким уездным земельным комитетом в сентябре 1917 года. Конный завод предполагалось использовать для воспроизводства лошадей, но задача оказалась нереальной: большинство племенных животных было разворовано, некая часть использовалась на работах, племенная работа полностью прекратилась. К этому времени на заводе осталось только три породистых орловских лошади.

Плохая статья из интернета, от автора не имеющего никаких точных сведений и трактующего факты через зад. :angry:
Новотомниково не грабили, имущество сохранялось служащими графа, которые его уважали и ценили. Три красноармейца охраняли село. Подходили банды Антонова. Лошадей цепляли в обоз и уводили в уездный город Моршанск во главе с жеребцом Дженераль Эйч. Все поголовье завода было пущено в метизацию, поэтому, действительно чистопородными по орловской породе оставались только три кобылы. Одна пала, одну передали в другое хозяйство, в Новотомниково осалась одна кобыла завода И.И.Воронцова-Дашкова, оказавшаяся выдающейся маткой. Осенью 1929 года все метисные лошади были переведены в Лавровский конный завод, а оттуда забрали орловских маток, которые составили костяк Новотомниковского конного завода.

Анастасия С написал(а):

До 1930 года Новотомниковский конезавод входил в состав Моршанского конезавода № 13, а с 1932 года стал самостоятельным предприятием под № 77.

Новотомниковский конный завод неоднократно менял название. Ни о каком вхождении в чей-то состав и речи быть не может. Алгасовский, Моршанский конесовхоз №13, это все Новотомниковский конезавод №77 в дальнейшем.

Анастасия С написал(а):

Началась новая линия орловских рысаков, которую подхватили и на Лавровском конезаводе Тамбовской губернии.

Думаю, понятно, что никто ничего не подхватывал, породы разные в заводах были.

Анастасия С написал(а):

От знаменитого жеребца за 26 лет его жизни произошло более 30 лошадей,

Точно более тридцати :crazyfun: , в Новотомниковском к/з -371 голова приплода.

+1

7

Староверова написал(а):

Новотомниковский конный завод неоднократно менял название. Ни о каком вхождении в чей-то состав и речи быть не может. Алгасовский, Моршанский конесовхоз №13, это все Новотомниковский конезавод №77 в дальнейшем.

Думаю, понятно, что никто ничего не подхватывал, породы разные в заводах были.

Точно более тридцати  , в Новотомниковском к/з -371 голова приплода.

Ноль потерялся на просторах интернета  :D

0

8

А ещё информация будет? И фото? Ольга Ильинична очень неплохо фотографирует!

0

9

Gaara написал(а):

А ещё информация будет? И фото? Ольга Ильинична очень неплохо фотографирует!

Конечно будет !  :)

0

10

Анастасия С написал(а):

Конечно будет !

Отлично. Потихонечку заполняется форум очень интересной информацией. Как я поняла, официальное открытие будет в марте примерно.
А про другие заводы есть информация?

0

11

Gaara написал(а):

Отлично. Потихонечку заполняется форум очень интересной информацией. Как я поняла, официальное открытие будет в марте примерно.
А про другие заводы есть информация?

Про другие заводы я посоздаю темы, немного заполнив их информацией из книги Рождественской и прочих источников

+1

12

Где то у меня было замечательное фото Повстанца , Очажка и Огненного. Шикарные мальчики.
http://s5.uploads.ru/t/oiuJf.jpg
http://s1.uploads.ru/t/ycdiH.jpg
http://se.uploads.ru/t/FaYyw.jpg

0

13

Фильм о Новотомниковском конном заводе

http://news.sportbox.ru/Vidy_sporta/hor … Chast_1_ja

Отредактировано Ольга-Некро (2017-02-13 09:42:59)

0

14

Здорово, что Конный мир сделал передачу о Новотомниково! Можно в движении увидеть Омска, Олешека, Полоску и многих других, маток, которых видели раньше только на фото. Жеребцы показывали себя, пританцовывали. Только Папоротник стеснялся, стоял спокойно)) Конечно, Олешек и Омск очень красивые, в яблоках, глаз не оторвать)) Рыжим жеребёнком был Офицер?))
На мой взгляд, в передаче недостаточно раскрываются особенности завода. Например, можно было рассказать, от каких жеребцов подрастает молодняк, какие перспективы, там же и Канюк стоял. Можно было сказать ещё, что большая заслуга Новотомниково для породы в том, что именно в этом заводе родился Отбой, родоначальник самых известных линий: Отбоя к которой принадлежит Политик, и Пиона (деда знаменитых Ковбоя и Кипра), и Исполнительного, линии самых красивых лошадей))). Возможно, у журналистов свой взгляд на создание таких передач)

0

15

Второй старейший конный завод, разводивший орловских рысаков с 1859 года, — Новотомниковский. Расположенный на берегах Цны в Моршанском районе Тамбовской области, в благоприятных для разведения лошадей природно-климатических условиях завод имел в ХХ веке очень трудную и драматическую судьбу. Практически уничтоженное перед 1917 годом орловское поголовье завода формировалось с трудом до 1930-х годов. Стремясь воссоздать былую славу завода, основанную на линии Задорного, советские селекционеры кропотливо накапливали «кровь» лошадей этой линии, подбирая, кроме того, лошадей, близких по типу к воронцовским рысакам. Эта работа увенчалась получением жеребца Отбоя — основателя линии, которая вывела породу на новый уровень. В период использования Отбоя были заложены основы новотомниковского заводского типа и достигнуты наибольшие успехи на ипподромах (три сына Отбоя: Лунатик, Холст и Обряд в период с 1949 по 1954 годы выиграли приз Барса). Завод оказал большое влияние на породу выращенными жеребцами, в первую очередь потомками Отбоя, а также продолжателями линий Барчука—Вельбота (Перевал), Воина, Корешка. В 1970—1980-е годы в заводе была заложена линия Исполнительного, представители которой — основные носители ярко выраженного типа породы.
   Заложив основы линии Отбоя, самой резвой линии в породе, Новотомниковский завод в целом не вырастил большого количества резвых лошадей. Этот парадокс объясняется двумя причинами — постоянными сбоями в технологии выращивания и предпочтительным отбором маток по типу, а не по работоспособности. С начала восстановления завода и по 2002 год новотомниковские рысаки только 5 раз выигрывали приз Барса. В заводе получены 44 рысака класса 2.10, два — класса 2.05. Завод дал только двух рекордистов: Озорницу 3.22,6 и Комка 3.15,6. В результате экспертной оценки 10 новотомниковских орловцев были признаны лучшими в своих половозрастных группах. Два производителя, выращенных в заводе, — Перевал и Приказ — были признаны чемпионами ВДНХ, восемь других питомцев этого хозяйства получили аттестаты 1 степени.
   Успехи завода в 1940— 1950-е годы обеспечил селекционер В.А. Ремизов, в 1970—1980-е годы заводом руководил и проводил селекцию Л.Г. Чебаевский. В 1990-х годах с началом реформ завод оказался в длительном упадке, грозящем гибелью этому уникальному по своему генофонду, ценнейшему для породы, хозяйству.

Из книги Г. А. Рождественской "Орловский рысак", издательство "Аквариум", 2003 г.

0

16

http://s8.uploads.ru/t/IfklE.jpg
Есть фото Ремизова

Отредактировано Анастасия С (2017-02-15 10:29:44)

+2

17

Анастасия С написал(а):

Есть фото Ремизова

Отредактировано Анастасия С (Сегодня 10:29:44)

есть статья Ремизова в ККС, но не могу найти. + А что с ним случилось. Где то видела, что он исчез. Это так или вымыслы ?

0

18

Gaara написал(а):

есть статья Ремизова в ККС, но не могу найти. + А что с ним случилось. Где то видела, что он исчез. Это так или вымыслы ?

Статью тоже давно читала . О Ремизове ищем информацию , пока ничего нового.

0

19

Анастасия С написал(а):

Статью тоже давно читала . О Ремизове ищем информацию , пока ничего нового.

Понятно. Статью бы найти и опубликовать. Думаю не помешала бы очень.

0

20

Gaara написал(а):

Понятно. Статью бы найти и опубликовать. Думаю не помешала бы очень.

Хорошая идея , будет время поищу

+1


Вы здесь » Орловский рысак » Конные заводы » Новотомниковский конный завод