Из книги Г. А. Рождественской "Орловский рысак", издательство "Аквариум", 2003 г.

   Существенную роль в истории орловской породы сыграл Дубровский завод Великого князя Дмитрия Константиновича. Он был одним из передовых коннозаводчиков своего времени, защитником и пропагандистом отечественных пород лошадей. В начале XX века он — руководитель Государственного Комитета по коннозаводству. Д.К. Романов организовал в 1888 году завод в Миргородском уезде Полтавской губернии при помощи талантливых специалистов — генерала Ф.Н. Измайлова (управляющий), ветврача В.Г. Оболенского, превратив завод в культурное коневодческое хозяйство, устроенное по последнему слову зоотехнической науки и практики того времени.
   С первых дней существования завода в нем стремились создать для племенных лошадей наиболее благоприятные условия кормления и содержания, однако без роскоши и внешнего блеска.
   Поголовье орловских рысаков Дубровского конного завода было сформировано из лошадей различных частных конных заводов. В 1888 году было куплено 20 кобыл у В.А. Кудашова. Это были преимущественно матки старинного густого типа, довольно крупные, глубокие, с хорошей линией верха, на костистых, фризистых, с короткими бабками ногах. Однако эти лошади не сыграли заметной роли в дальнейшей работе завода.
   Большой интерес представляли матки, купленные в конных заводах Д.А. Энгельгардта, А.А. Стаховича и М.Е. Константиновича. Особые надежды возлагались на маток, несущих в себе кровь Горюна.
   Были приобретены также кобылы в заводе С.Д. Коробьина вместе с жеребцом-производителем Бедуином Молодым (Бедуин—Усаниха).
   Часть маток была куплена с подсосными жеребятами, отцами которых были известные тогда жеребцы Дым, Похвальный, Червонный, Ветерок Хреновского завода, Точеный, Гранит В.П. Охотникова. Некоторые кобылы поступили в завод жеребыми. Жеребой от Похвального была кобыла Паволока (Петел — Темь) завода И.И.Воронцова-Дашкова. Она ожеребилась в 1892 году караковым жеребчиком Хваленым, который впоследствии оказался выдающимся ипподромным бойцом (его рекорды 2.15,6; 4.36,6) и производителем. Он дал 87 потомков, 16 из которых относились к классу 2.20 и резвее.
   К началу 1901 года в Дубровке было 12 жеребцов и 52 матки. Несколько позже число маток было увеличено до 60, а жеребцов сокращено до шести. Наиболее удачным было использование Бычка 5.13 2/3 (1879 г. р.), купленного в заводе Д.А. Энгельгардта. Он оставил в заводе 120 потомков. Лучшими следует считать Бывалого от Растрепы — победителя Всероссийского дерби 1893 года, первого орловского четырехлетка класса 2.20, Баловливого 2.19,2; Беспрерывного 2.19,5; Бычка Желанного 2.19, а также кобыл — Багровую 2.43,4; Бубновую, Боярскую — мать знаменитой 67 Безнадежной Ласки.
   В тяжелые годы гражданской войны завод сильно пострадал. Многие ценные племенные лошади погибли.
   С 1923 года завод стал восстанавливать орловское отделение наряду с формированием метисного отделения.
   Из старых дубровских кобыл остались в основном дочери Беспрерывного 2.19,6, Волгаря 2.21 и Аиста 2.26,4. Сохранились Боковая 2.19,6 (1916 г. р.) (Беспрерывный — Хата-с-краю) — внучка знаменитых рысаков старой Дубровки Бычка и Хваленого и Розовая 2.24 (1913 г. р.) (Кремень—Хрустальная от Хваленого). От Волгаря осталась его небежавшая дочь Воздушная (от Крылатой) 1918 г. р.; от Аиста — Алеутка 2.27 (1908 г. р.) (от Ледяной, дочери Бывалого) и некоторые другие матки.
   Всего к 1920-м годам для формирования государственных конных заводов было использовано 8 дубровских кобыл. Из них две — 872 Розовая и 1050 Хлопушка стали основательницами сохранившихся поныне маточных семейств.

   Третий из успешно работавших до революции и сохранившийся до наших дней заводов — Дубровский, также пережил в XX веке два тяжелейших периода. После революции большая часть дубровских кобыл была расхищена, и в 1920-е — в начале 1930-х годов завод был укомплектован ценными матками бывших частных заводов.
   Предвоенная слава орловских рысаков Дубровки была связана с использованием жеребцов Воина и Бубенчика. «Золотой кросс» этих имен дал в Дубровке целую плеяду резвачей и рекордистов, победителей традиционных призов. Селекцию в заводе в этот период осуществляли М. Пайдаси и К.В. Воскресенский.
   В годы Великой Отечественной войны Дубровский конный завод попал в оккупацию, племенной состав был вывезен в Германию, откуда возвратились не все лошади. Орловское отделение завода было доукомплектовано матками других заводов, в том числе Татарского, Шаховского.
   Прекрасный мягкий климат, богатые коннозаводческие традиции, квалифицированный персонал и талантливые селекционеры обусловили успехи Дубровского конного завода в разведении орловского рысака.
Небольшое по численности орловское отделение (от 70 голов в 1940-х годах до 40—35 голов в 1990-х) дало значительно больше выдающихся по резвости орловцев, чем более крупные заводы. По числу установленных рекордов породы (33) Дубровский конный завод на первом тесте в породе. По числу орловских рысаков класса 2.10 и 2.05 уступает только Хреновскому, Московскому и Пермскому конным заводам. Восемь дубровских рысаков выигрывали приз Барса на ЦМИ, при том, что с 1980-х годов ведущие наездники ЦМИ не работали с дубровскими орловцами.
   В заводе в результате деятельности селекционеров Р.И. Прядко и С.Я. Кузнецова сформировался очень устойчивый заводской тин орловского рысака.
   По нарядности и крупности дубровские рысаки несколько уступают представителям других заводов. Чемпионом ВДНХ был только один дубровский рысак — рекордист Пион 2.00,1, аттестат I степени получили 7 голов, в числе лучших по типу и экстерьеру только четыре лошади этого завода. Будучи носителем высокого резвостного потенциала, завод в течение XX века оказал большое влияние на породу. В заводе создавались линии Воина, Бубенчика, Ветра, Пилота, Пиона, Исполнительного.
   Успехи завода в 70—90-е годы XX века были связаны с деятельностью селекционеров И. А. Валк, А. С. Лабунца.
   В современных условиях, с отделением Украины, связъ Дубровского конного завода с остальной частью породы затруднена, что наносит ущерб как заводу, так и породе.